ФОРУМ


КОНТАКТЫ


РЕКЛАМА


   
Главная
Психологический подход
Физиологический подход
Эзотерический подход
Философский подход
Культурно-исторический подход
Религиозный подход
Художественный подход
Житейский подход
Жизнь как сон
Язык сновидения
  • Универсальные сюжеты и мотивы сновидений
  • Словарь символов
  • Сонники
  • Управление сновидениями
    Новые статьи
    Карта сайта
    Форум
     
    Реклама


    Лента бордюрная садовая, купить в Москве по выгодным ценам вы можете на protect-market.ru.

    Осознанные сновидения Сонник Миллера Толкование сновидений Сон значение Вещие сны Нарушение сна Город снов Сонник Фрейда Психология личности Бессознательное Анализ снов Ловец снов Видеть сны Лунный календарь Гороскопы Сонник Ванги Предсказания и гадания

    Главная | Психологический подход // Констелляция-2: групповая работа со сном
    Более ста лет назад психоанализ зарождался как помощь больным людям. Сегодня его задачи намного шире: глубокое познание себя, своих возможностей и в конечном итоге – «счастье для всех и бесплатно», как декларировал литературный персонаж братьев Стругацких.


    Есть сложные ситуации, где вмешательство специалиста неизбежно. Однако существуют игровые техники, использование которых позволяет справиться с проблемой своими силами, привлекая в помощь друзей или семью. Эти методики просты, их много.

    Например, за красивым названием КОНСТЕЛЛЯЦИЯ оказывается разыгрывание «самодеятельного» спектакля-пантомимы. Сюжет действия не задаётся, а лишь обозначается проблема и характеры основных участников конфликта или волнующей ситуации.

    Идея состоит в том, чтобы выявить причину, почему, например:

    *в нашем роду все женщины рожают вне брака;

    *в семье моего мужа все мужчины алкоголики;

    *у меня не получается разбогатеть (сделать карьеру);

    *утерян контакт с сыном подростком.

    И так далее… Любые житейские ситуации. Для наглядности рассмотрим пример моего участии в такой игре-работе со сном.

    С разрешения «владелицы» сна, я расскажу сон, как запомнила.

    Мы собрались по делу, несколько женщин, но Елена вдруг сказала, что видела сегодня странный сон, который её волнует. И попросила нас «поиграть» в этот сон.

     

    Сон

    «Я иду с незнакомым человеком. Даже не помню, мужчина или женщина. И слышу такие слова:

    – Мы осушили Нил, чтобы найти это.

    А что ЭТО, я не вижу. Вижу только каменистое русло осушенной реки, по которому мы идём, как по дороге. Впереди стена, как будто раньше там был водопад. По бокам видны лестницы. Но я на них не иду, моё внимание привлекает здоровенный осьминог. Он живой и вьётся как-то, шевелится. Во сне это нормально, что осьминог без воды.

    Всё»

    Мы удивлены сном. Реку осушили в поисках осьминога? Но, оказалось, нет. Во сне не проявилось ЭТО, ради чего осушили реку, а осьминог… вообще не понятно к чему.

     

    Подготовка

    Нам не впервой разыгрывать «спектакль» и, знаем, что результат непредсказуем. Елена назначает на роли. Я бы хотела побыть в этот раз наблюдателем, так как неважно себя чувствовала. Но неожиданно «хозяйка сна» предложила роль, от которой никто бы не отказался: неизвестное ЭТО! Заманчивый образ, загадочный. Я прошу хоть намекнуть, на что похоже.

    – Понятия не имею. Ощущалась большая важность ЭТОГО, нужность, значимость. Даже могущество.

    – Ничего себе! Как тут изобразить незнамо что? – задумалась я.

    Тем временем были выбраны ещё «актёры».

    Одна из нас стала Леной.

    Вторая – человеком, идущим рядом.

    Осьминог, конечно… Как без него?

    Ещё очевидная роль – река Нил.

    И нам показалось, что раз Елена не встретилась с ЭТИМ, то, значит, было тому препятствие. Последняя роль: НЕЧТО, что не пускает Елену к ЭТОМУ или ЭТО к Елене.

    Шесть персонажей. Настоящая Елена – зритель. Спектакль разыгрывается лично для неё.

     

    Программа действия

    Сюжет заранее не проговаривается. Нужно знать только качества, характеристики персонажей. Бывает, что несколько ролей – реальные люди в окружении «клиента». Тогда надо иметь хоть какие-то сведения о них. Но в случае Елены все персонажи в реальности не имеют личной связи с главной героиней, потому каждый из нас сосредоточился на внутреннем ощущении себя в роли.

    Тем, кто-то привык контролировать и «зажимать» свои чувства, в первый раз бывает сложно сфокусироваться на них. Но такая игра полезна ещё и тем, что она отвлекает нас от повседневной деловой суеты и предлагает остановиться, прислушаться к себе.

    Непостижимым образом тот, для кого ведётся спектакль (в психотерапевтическом смысле – клиент), выбирает на роли людей, в ком где-то глубоко гнездятся именно те качества, что нужны для создания образа. Можно для начала ничего не делать, а только углубляться в себя.

    Мне, например, надо было сосредоточиться на отвергаемой мною гордыне: почувствовать свой высокий ранг в среде людей, своё большое предназначение. Шутка ли – одну из крупнейших рек осушили, только чтобы встретиться со МНОЮ. (Ага, Я уловила своё новое состояние, где я вписана в историю крупными буквами)

    Некоторым персонажам повезло больше, у них было во сне действие, беседа или определённое место. Если начать с действия, то тело помогает ощутить нужные эмоции.

     

    Пантомима

    Картина первая

    Вижу, что Лена (не настоящая, а «актриса») идёт со Спутником, он разводит в широком жесте руки. Дескать, посмотри, как мы тут всё утроили. Я сижу далеко от них, знаю, что идут ко мне. Где-то в стороне вьётся в танце Осьминог. Я сижу как монумент, взгляд свысока.

    А вот Нил и Препятствие, видимо, растерялись. Стоят, крутят головами, не знают, что им делать. Я не всегда потом имела возможность и желание видеть картину целиком, потому расскажу то, что выхватила из общего процесса. А случилось вот что: Лена на меня даже не взглянула, когда Спутник подвёл её ко мне. Она засмотрелась на Осьминога. Потом двинулась к нему.

    Разговаривать нельзя, но мысль у меня была такая: «Минуточку! Подруга, ты сбилась с пути. Твоя цель – Я». И помахала рукой, показывая: «Я здесь». Тщетно, Лена уже вьётся в танце рядом с Осьминогом. Пришлось встать и направиться к ней, с ощущением полной своей правоты.

    Картина вторая

    Вдруг передо мной выросло Препятствие, раскинувшее руки для объятия. «Ещё чего! Мне не к вам», – пытаюсь обойти. Не тут-то было. Несколько минут ушло на то, чтобы помериться силой, но побороть его не удалось. Пришлось применить хитрость. Я остановилась и стала смотреть за спину Препятствия. Там Лена, не обращая внимания на моё стремление к ней, танцует с Осьминогом, уже обнявшись. Надо сказать, я оторопела, не ожидала такого предательства. И, видимо, на моём лице это отразилось, так как Препятствие расслабилось, отвернулось от меня, узнать, что же за его спиной так меня поразило. Я воспользовалась моментом и юркнула змейкой к своей цели, к Лене.

    И что же вышло? Я встала перед Леной – она меня не видит, она поглощена синхронными телодвижениями с Осьминогом. Я пытаюсь вклиниться между ними. Препятствие пытается меня оттащить от пары, которая меня вовсе не замечает. Я обнимаю их, я всячески пытаюсь привлечь внимание. Лена взглянула, махнула рукой, как муху прогнала.

    Вижу саркастическую улыбку Препятствия. Оно отходит и ложится на пол, закинув ногу на ногу, а руки за голову, типа – можно позагорать. Я же продолжаю бесплодные попытки наладить контакт с Леной. Происходит постепенная внутренняя трансформация: моё Я становится маленьким, ничтожным даже. Я – не нужна. Во мне столько всего замечательного, но… просто плакать хочется.

    Картина третья

    Резко разворачиваюсь, иду к Препятствию, ложусь рядом. Слышу смех зрителей. Думаю: «Вот, гады, мне плохо, им смешно». Утыкаюсь носом в шею Препятствия, закрываю глаза. Оно меня жалеет, обнимает, гладит.

    Какое-то время не вижу, что происходит. Слышу только суету вокруг.  Ах, вот что: первоначальный Спутник пытается привлечь её внимание ко мне. Лена подходит, смотрит, и во взгляде её столько отвращения, что я готова сквозь землю провалиться. Я снова закрываю глаза – не видеть хотя бы своего позора.

    Слышу, суета продолжается. И дальше, ко мне вдруг начинают пристраиваться, прикладываться все, кажется, участники «шоу» – и Лена, и Осьминог, и Спутник. Да за кого они меня принимают! Я предельно возмущена этой «групповухой». Непостижимым усилием скидываю кучу тел с себя, вскакиваю. Зрители смеются, «Да что ж тут смешного, люди!»

    Картина четвёртая

    Вижу, в стороне стоит Нил. Быстро встаю за его спину. Зачем-то целую его в плечо. Не думаю, что сухой Нил сможет меня защитить. Но я сама за себя постою и за него тоже. Лена идёт ко мне, пытается взять за руку, наладить контакт. «Интересно. Опомнилась. Поздно, голуба моя, поздно». Я снова чувствую свою силу и значимость. Но также знаю, что буду лежать на  дне реки, как золотой ключик, пока не найдётся достойный «Буратино». Лена свой шанс упустила.

     

     

    Обсуждение

    Потом каждый участник озвучил свои переживания, понимая, что он только часть целой картины.

    Елена призналась: каждый персонаж – часть её личности. Тут и внутренняя борьба, и проекция на личную жизнь, и на рабочую ситуацию. Кажется, есть ключевая жизненная ошибка, которую показал сон: поставив цель в любой сфере жизни, Елена прикладывает громадные усилия для её осуществления, но, когда цель уже на расстоянии протянутой руки, она расслабляется, отвлекается на мелочи и красивости и губит дело.

    Что касается меня, был пройден цикл ощущений и чувств, типичный и знакомый. Большая сила и внутренний потенциал соседствует со страхом быть непонятой и неоценённой. Но парадоксальным образом неудачи не ломают меня, а выводят на другой уровень, пробуждают новый ресурс.

     

    Послесловие автора

    Есть важный момент, неозвученный Галиной. По окончании работы-спектакля обязательно нужно своих друзей вывести из роли. Переживания персонажа настолько реальны и так глубоко затрагивают его, что может потянуться их шлейф дальше в собственную реальность «актёра». Есть опасность, что, например, Галина Д. какое-то время после «спектакля» будет чувствовать себя незаслуженно обиженной, ненужной, неоценённой. Поэтому тот, кто в начале назначал на роли, должен подойти к каждому, поблагодарить и сказать слова типа: «Теперь ты не  ЭТО, а Галина Д.».

    Не только  Елена, каждый участник группового процесса и каждый наблюдатель, сопереживающий действию самопроизвольно возникающей сказки – все прошли через полезные для себя движения чувств и эмоций. Что-то нужное именно в этот период времени активизировалось в каждом

    «Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок».

     

    Альбина Борисова

    tolkovatelsnov.ru

     


      © Сайт ТОЛКОВАТЕЛЬ СНОВ: сонники Миллера и Фрейда, толкование значения снов
      Яндекс.Метрика