ФОРУМ


КОНТАКТЫ


РЕКЛАМА


   
Главная
Психологический подход
Физиологический подход
Эзотерический подход
Философский подход
Культурно-исторический подход
Религиозный подход
Художественный подход
Житейский подход
Жизнь как сон
Язык сновидения
  • Универсальные сюжеты и мотивы сновидений
  • Словарь символов
  • Сонники
  • Управление сновидениями
    Новые статьи
    Карта сайта
    Форум
     
    Реклама


    Кондитерские изделия мелким оптом вип кондитерка дистрибуция кондитерских изделий.

    Самая свежая информация бурение скважин на воду на сайте.

    Осознанные сновидения Сонник Миллера Толкование сновидений Сон значение Вещие сны Нарушение сна Город снов Сонник Фрейда Психология личности Бессознательное Анализ снов Ловец снов Видеть сны Лунный календарь Гороскопы Сонник Ванги Предсказания и гадания

    Главная | Философский подход // Павел Флоренский о сновидениях
    Флоренский связывает сновидением два мира (ощутимого и условно зримого, горнего и дольнего), равно как у Фрейда – сознание и бессознательное. Он говорит о символичности сновидения и придаёт значение его смыслу


    Как всякий философ Павел Флоренский (1882-1937) – личность самобытная, и круг его интересов очень разнообразен, подкреплён обширными знаниями. После окончания гимназии в г. Тифлисе Флоренский продолжил образование на математическом отделении  Московского университета. Однако, увлекшись в студенческие годы религиозной философией и поэзией Владимира Соловьёва, по окончании университета он не принял приглашение остаться там для научной работы, а поступил в Московскую духовную академию и стал впоследствии священником, выдающимся религиозным деятелем России.

    До 1921 года служил в Сергиево-Посадском Храме, а после закрытия храма воспользовался первым образованием - он работал в системе Главэнерго.  Имея возможность эмигрировать, Флоренский принял решение остаться в России, и это определило его участь -  он разделил судьбу русской интеллигенции: сначала была ссылка на Соловки, затем он был в 1937 году расстрелян, а впоследствии полностью реабилитирован.

     В годы с 1918 по 1925 Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа», «Иконостас». В них изложен ряд неординарных воззрений и смелых гипотез. Например, комментируя специальную теорию относительности А. Эйнштейна, Флоренский приходит к выводу, что за пределом скорости света начинается нефизический «тот свет».  Не осталась без внимания и   проблема сновидений, интерес к которой научной литературе был значителен.

    На рубеже XIX-XXвеков, в период зарождения психоанализа,  сознание обывателя либо вовсе не принимало сновидений во внимание, либо, как в древние времена, искало в них предзнаменования, связь с иным миром. Подобного взгляда придерживалась и религиозная философия. Однако, в своей работе «Иконостас»  Павел Флоренский не повторяет слепо такой подход в качестве догмы, а обращается для анализа к конкретным примерам, к тем же, кстати, что и Зигмунд Фрейд!

      Внимание философа привлекает обратная перспектива времени в некоторых сновидениях. Финал, к которому движется  сновидение, может быть для бодрствующего духа стартом (например, звонок будильника).  Время сновидения всегда условно, оно не согласуется с реальным, а также часто течёт в обратном направлении. Считая за аксиому то, что содержание сновидения не бывает случайным и развязка сновидения есть закономерный итог, Флоренский делает новаторское предположение. «Время в сновидении вывернуто через себя и, значит, вместе с ним вывернуты и все конкретные образы. А это значит, мы перешли в область мнимого пространства… Сновидения суть те образы, которые отделяют видимый мир от мира невидимого, отделяют и вместе с тем соединяют эти миры.

    Сновидение… насквозь… символично.  Оно насыщено смыслом иного мира, оно – почти чистый смысл иного мира, незримый, невещественный, непреходящий, хотя и являемый видимо и как бы вещественно… Сновидение есть знаменование перехода из одной сферы в другую и символ. Чего? Из горнего – символ дольнего, из дольнего – символ горнего. Сновидения способны возникать, когда одновременно видны оба берега жизни, хотя и с разной степенью ясности... То, что сказано о сне, может быть отнесено и к художественному творчеству».

    По первому впечатлению это прямо противоположно по смыслу теории Фрейда.

     Однако противоположности удивительно близки. Павел Флоренский связывает сновидением два мира, две сферы (ощутимого и условно зримого, горнего и дольнего -  у Фрейда, сознания и бессознательного). В отличие от многих своих собратьев по цеху, он, как и Фрейд, признаёт, что сновидение не пустое, ненужное,  и оно не генератор соблазнов от бесов. По Флоренскому  сновидение имеет смысл и имеет цель, оно в символическом виде несёт информацию невидимого мира, того мира, который в бодрствующем состоянии человек не видит. Различие лишь в том, что по Фрейду этот невидимый мир заключён внутри самого человека, а Флоренский говорит о ином мире, существующем независимо от человека.

     

     

     tolkovatelsnov.ru

     

    Использованные материалы:  wikipedia.org и  Херсонский Б.Г., «Смысл сновидений по Фрейду». («Психология сновидений», Минск, 2003)


      © Сайт ТОЛКОВАТЕЛЬ СНОВ: сонники Миллера и Фрейда, толкование значения снов
      Яндекс.Метрика