Он посвятил свою жизнь преподаванию, чтению лекций и писательскому труду; в 1927 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Бергсон, чье творчество многим обязано французской традиции, был убежден в том, что такие доктрины, как материализм и механицизм, не могут считаться логичными философскими системами, и что ни одна универсальная система не является убедительно доказанной. Тем не менее, в своих работах он исходил из общей философии длительности и движения и в отличие от более ранних философов начал не с определения всего сущего в понятиях бытие, постоянство и субстанция, а с противоположной точки зрения, заключавшейся в предположении о том, что основной реальностью является время само по себе.
Главные работы Бергсона включают «Время и свободная воля» (1888 г.), «Материя и память» (1896 г.), в которых память рассматривается как средство, с помощью которого достигается непрерывность человеческого существования, и «Творческая эволюция» (1907 г.). Среди менее значительных работ Бергсона его очерк о сновидениях, который сначала был прочитан как лекция в Институте психологии 26 марта 1901 года, а затем опубликован в «Ревю Сайентифик» 8 июня 1901 года.
Как и другие философы, Бергсон поддерживал теорию соматических стимулов, или «оптическую», – теорию сновидений, согласно которой некоторые из визуальных образов, характеризующих сновидения, могут быть результатом стимуляции зрительного нерва. Однако Бергсон понимал, что соматические стимулы являются всего лишь продуктом биологической основы процесса сновидения и, как и Фрейд, утверждал, что необходим дальнейший их анализ и что механизм памяти также следует принимать во внимание.
Более ранние работы Бергсона, посвященные исследованию длительности и движения, обеспечили ему прочную основу для создания теории сновидений, согласно которой сны являются связью между памятью и восприятием. Бергсон поддерживал идею о том, что человек ничего не забывает, и все прошлые переживания, ощущения, мысли и эмоции накапливаются в памяти, начиная с раннего детства. Следуя более поздней ассоциативной теории восприятия, он утверждал, что всплывающие образы памяти связаны с непосредственными зрительными или тактильными ощущениями и с настроением сновидца. Таким образом, нить сновидения формируется из воспоминаний, хотя часто человек не признает этого, так как эти воспоминания очень стары или забываются в дневное время; в них заключена память о предметах, которые воспринимались рассеянно в течение дня, или же они являются фрагментами разорванных воспоминаний, которые память собирает вместе в неузнаваемую картину.
В состоянии сна разум ничем «не заинтересован» и не прилагает усилий к концентрации на определенном предмете или чувстве. Однако некоторые способности активны так же, как и в дневное время, хотя и находятся в состоянии расслабления. Когда человек видит сон, он по-прежнему способен к восприятию, воспоминаниям и размышлению, однако нуждается в усилиях, необходимых для четкого их регулирования. Так, например, неспособность спящего совершать усилия, чтобы сконцентрироваться, звуки лая собаки могут связаться с воспоминанием о шумном собрании. И наоборот, требуется определенное усилие, чтобы воспринимать эти звуки как собачий лай. По представлениям Бергсона, отсутствие такого усилия представляет собой единственное различие между сновидцем и бодрствующим человеком.
По материалам Энциклопедии сновидений Джеймса Р. Льюиса